Россияне вели пять очков в первом сете (итог – 23:25), имели четыре матчбола в четвертом (31:33), а на тай-брейке нас добила ошибка судьи… Золото чемпионата Европы не дается нам с 1991 года.
СЭР ЗАБЫЛ МАЙКУ
Накануне сборная России с приключениями добиралась из Карловых Вар до Вены, проведя больше семи часов в дороге. Сербы же выступали весь турнир в «Штадтхалле», уже привыкли к дворцу и в этом имели фору.
А перед матчем удивил Дмитрий Мусэрский. Наш гигант (218 см) вышел на разминку в майке с фамилией… «Хтей». Причем к номеру 4 капитана была прилеплена пластырем единица. Получилось 14, хотя Сэр был заявлен в протоколе под №13.
– Мусэрский глупо забыл свою майку в гостинице, – мрачно заметил главный тренер сборной Владимир Алекно. – Так на полуфинал не выходят… Хотя это можно оправдать нервозностью. Дмитрий был сконцентрирован на игре. Но ситуация была близка к тому, что Мусэрского вообще не допустят до матча.
Правильную майку Дмитрию подвезли к концу первого сета. А пока вместо него играл Николай Апаликов.
Первый сет – тревожный звонок. Сборная России ведет 10:5, 13:8, но умудряется растерять отрыв в пять очков. Мусэрский заменил Апаликова уже при счете 18:18. Дотянули до 21:21. А потом подали в аут, у сербов прошла атака первым темпом… И как-то посыпалось всё, и трибуны взревели от счастья. Почти весь «Штадтхалле» болел за Сербию.
ЧЕТЫРЕ МАТЧБОЛА
Ну ладно, первый сет мы и Болгарии отдали в четвертьфинале. Потом-то сборная России проехалась по ней, как асфальтоукладочный каток. То же было и с Сербией. Следующие две партии нет смысла описывать. В них мы творили все что хотели.
Так продолжалось вплоть до конца четвертого сета. Подращанин в одном из моментов даже сыграл ногой, как Роналду (так можно в волейболе), сербы вытащили мяч – 20:20. Но еще один рывок России, и вот мы ведем 23:20. Хотя после совещания судья отнимает у нас очко, посчитав последний момент спорным.
Сербы, припертые к стенке, нас снова догнали. И пошли качели. Переходящий мяч. У нас было четыре матчбола! Ни один реализовать не сумели. И это был второй тревожный звонок. Шикарно у сборной Сербии играл капитан Милькович. Пару раз они нас прощают, когда мяч летит в аут, но серб зачем-то сохраняет его в игре.
И все-таки Хтей бьет мимо – 31:33. Тай-брейк.
Уже не тревожный звонок – пожарная сирена. Сербы сразу повели 4:1, потом 10:6… Нельзя сказать, что наши парни не боролись. Они сделали почти невозможное. Счет стал 13:13. Но потом Россия бьет в аут. А затем мяч после удара Михайлова касается серба, улетая за площадку. Тут судья цинично убивает нашу сборную, отдавая очко сопернику.
Зрители на трибунах пляшут от радости, сербы устраивают кучу-малу… Тарас Хтей пытается спорить с арбитром. Но толку-то? После драки кулаками не машут.
АЛЕКНО: А КАК ОСТАНОВИТЬ МИЛЬКОВИЧА?
Мы проиграли из-за грубой ошибки судьи? Нет, конечно! Надо было брать первый сет. Или дожимать Сербию в четвертом. Мы профукали четыре матчбола!
Россия была сильнее. Но снова умудрилась проиграть сама себе. Как на Евро-2007, отдав финал слабой Испании. Как на Евро-2009, непостижимо уступив французам в полуфинале. Матч с сербами на Евро-2011 займет видное место в кунсткамере наших волейбольных неудач.
Герой матча Иван Милькович сразу заявил: «Россия превосходила нас в росте и силе. Но у сербов был характер. И мы бились до конца».
В микст-зоне остановился только Александр Бутько:
– Нельзя было доводить дело до пятой партии, где наши болячки вылезли наружу. Весь наш брак… В тяжелые моменты не хватает уверенности в себе. Последний момент? Да, судья ошибся. Мяч явно пролетел между рук игрока, изменив направление. Очевидное касание. Вопросы к арбитру были. Но не стоит все валить на него. Вы видели, из-за чего мы проиграли.
На пресс-конференции Хтей выдавливал слова:
– Поздравляю сборную Сербии, которая оказалась сильнее. Хотя это тяжело признавать. Считаю, мы тоже достойны финала. Делали для этого все. Готовились, старались, были до конца честны друг перед другом. Что-то нам помешало…
Я хотел задать вопрос, но Алекно взмолился: «Отпустите уже парня. Я сам все скажу». И сказал. Владимира Романовича критиковали за его любимую фразу: «Нет логики в спорте». Теперь Алекно ее избежал. Но произнес ту же мысль иначе:
– И опять мы рядом. И опять чуть-чуть… Все чаще убеждаешься, что тяжелая, кропотливая работа порой ничего не стоит в спорте. Нужно было добивать переходящий мяч в четвертой партии. А в концовке однозначно ошибся судья. Он забрал ту работу, что моя команда проделала за все лето. Не факт, что мы вытащили бы пятую партию. Но закончили бы ее не так…
– У вас нет чувства, что вся сборная России проиграла четвертый сет, да и партию одному человеку – 32-летнему Ивану Мильковичу?
– Вот мы говорим о матче с болгарами, что нужно остановить Казийски. Все хотят его остановить. Никто не может. Точно так же с Мильковичем. Мы всё понимаем. Мы готовились и знали, на что он способен. Но это игрок с мировым именем. Олимпийский чемпион. Его остановить мы не смогли…
Что ж, впереди у нас квалификация. Будем работать и дальше. Россия должна играть на Олимпиаде, – резюмировал Алекно.