Вчера гостем "СЭ" был президент Всероссийской федерации волейбола, член административного совета ФИВБ, около часа отвечавший на вопросы корреспондентов отдела спортигр.
- Недавно на Первом канале вышел фильм, посвященный победе мужской волейбольной сборной России на Олимпийских играх. Он вам понравился?
- Очень. Там четко отражена не столько спортивная, сколько психологическая составляющая нашей победы. Я уже много раз говорил, что российские команды помимо техники, тактики и прочих сугубо спортивных вещей отличаются уникальной "химией". А создают ее не только игроки и тренеры, но и массажисты, и доктора, и администраторы, и менеджеры. Когда все люди в сборной объединены единой целью и все вместе, сообща к ней движутся - остановить такой коллектив очень сложно. Это важнейшая особенность всех русских команд. К сожалению, многие иностранные тренеры, приезжая работать в нашу страну, этот фактор не учитывают.
- Лондонская победа стала убедительным примером вашего тезиса. Без выдающейся работы медицинского штаба и массажистов, к каждой игре по отдельной программе готовивших имеющих различные повреждения Михайлова, Волкова, Тетюхина и Хтея, - золотые медали вряд ли стали бы реальностью.
- Так и есть. Собственно, в фильме это отражено. Тот же Тарас Хтей весь прошлый сезон фактически пропустил и только благодаря блестящей работе врачей смог выступить в Лондоне.
- Вообще, если оглянуться чуть назад - де-факто Олимпиада началась для нас в 2011 году, - продолжает Шевченко. - А именно - с победы над Бразилией в финале Мировой лиги. Тот выигрыш был очень важен с точки зрения психологии. Потом была уверенная победа на Кубке мира - и в результате мы уже в декабре квалифицировались на Олимпийские игры. Если бы пришлось проходить дополнительный отбор - конечно, мы его прошли бы, сомнений в этом нет. Но подготовка к самому олимпийскому турниру скомкалась бы, пришлось бы затратить много лишних сил и эмоций.
После победы в финале Мировой лиги у ребят появилась хорошая уверенность в своих силах. Бразилия - необычайно сильный соперник, который особенно опасен именно в финальных матчах. И когда мы по ходу того поединка сумели впервые за долгое время сломить бразильцев - это был необычайно важный момент. Именно тогда ребята заложили первый камень в фундамент лондонского золотого успеха.
И еще. Конечно, главный вклад в олимпийскую победу внесли игроки и тренерский штаб. Но необходимо также отметить колоссальную работу всех людей, имевших отношение к этой замечательной команде. И вообще эта победа - победа всего российского волейбола. Если бы у нас не было сильнейшего в мире клубного чемпионата, не было бы острейшей конкуренции на внутренней арене - вряд ли бы этот успех в принципе стал возможен.
- Может быть, именно то обстоятельство, что нашей женской сборной пришлось квалифицироваться в Лондон уже после окончания чемпионата России, и повлияло в итоге на ее результат? Не хватило сил на концовку драматичного четвертьфинального матча?
- Мы перед каждым серьезным соревнованием проводим очень качественное медобследование игроков. И наша женская команда к Лондону готова была здорово. Имелись все основания рассчитывать на медали. Кстати, президент Бразильской волейбольной федерации Ари Граса недавно прилетал в Москву, где встречался с председателем наблюдательного совета ВФВ Николаем Платоновичем Патрушевым и мною. И на этой встрече сказал, что женский четвертьфинал Бразилия - Россия стал досрочным финалом. К большому сожалению, мы этот досрочный финал проиграли, упустив 6 матчболов. Какое может быть этому объяснение? Кроме банального невезения, сложно что-то предположить. Сами девушки, конечно, рассчитывали в Лондоне на большее и имели для этого все основания.
"ТЕТЮХИН СЫГРАЛ ФЕНОМЕНАЛЬНО"
- Как менялись ваши эмоции по ходу мужского олимпийского финала?
- Конечно, эти эмоции трудно описать словами. На протяжении первых двух сетов отчетливо бросалось в глаза, что бразильцы справляются с Михайловым. Видно было, что они детально, по полочкам разложили его атакующие действия, и в результате наш лидер постоянно увязал в бразильских защите и блоке. А то, что игра сборной России от Максима зависит очень сильно, ни для кого не секрет.
Ну а затем Владимир Алекно решился на очень рискованный ход - перевел Мусэрского на позицию диагонального, а Михайлова поставил в прием. Да, Мусэрский несколько матчей отыграл в этом амплуа в составе "Белогорья", а также в контрольном поединке за день до Олимпиады против болгар - как раз когда травмировался Михайлов. То есть общее представление о том, как наш центральный блокирующий может сыграть диагонального, все-таки было. Но все равно этот тренерский ход был весьма рискованным. Подобное решение - оно принимается исключительно на высшем уровне интуиции.
Бразильцы первые несколько розыгрышей после этой смены вообще не ждали, что Мусэрский будет атаковать. А когда уже стали пытаться к нему подстраиваться блоком - выяснилось, что противопоставить им Дмитрию нечего. Он попросту вбивал мяч в площадку поверх рук блокирующих. Плюс благодаря этому больше кислорода появилось у Михайлова, который стал гораздо увереннее набирать очки из четвертой зоны. То есть у нас одновременно с обоих краев сетки работали две мощнейшие "пушки" - и соперники не понимали, кого следует перекрывать. Плюс блестяще действовал Сергей Тетюхин, который цементировал прием и игру в защите. И начиная с концовки третьего сета наша команда заработала как единый мощный механизм. У бразильцев не нашлось, что противопоставить нашим козырям.
В концовке сборная России выглядела заметно свежее - во многом за счет того, что по ходу финального матча на площадку выходили все 12 игроков. Причем каждая замена усиливала игру нашей команды!
- При всем этом все равно в третьем сете наша команда находилась на грани поражения. Отыграться со счета 19:22 и 0:2 в современном волейболе у такой команды, как Бразилия, - настоящий подвиг. И возможен он стал в первую очередь благодаря неувядаемому Сергею Тетюхину. Вообще вас удивил великолепный уровень волейбола, продемонстрированный в Лондоне нашим прославленным ветераном? Все-таки он выступал на Играх не совсем здоровым…
- Разумеется, блестящая игра Сергея откровением не стала. Он всегда демонстрировал свои лучшие качества в самые сложные для команды моменты. Таких людей очень мало в современном спорте - и они на вес золота. Эта Олимпиада действительно стала Олимпиадой Тетюхина. И вы совершенно правы в том, что именно благодаря ему произошел перелом в финальном матче. Возьми бразильцы в концовке третьего сета еще одно очко - и догнать их стало бы почти невозможно. В той ситуации необходимо было рисковать, и Сергей рискнул! В результате - две блестящие подачи, и счет сравнялся.
Получился очень красивый сюжет - хоть сейчас в Голливуд продавай сценарий. Для Тетюхина это была последняя Олимпиада, и с пятой попытки он сумел-таки выиграть золотую медаль. Искренне рад за него…
- Перед тай-брейком в победе уже не сомневались?
- Ну как можно совсем не сомневаться? Это же финал Олимпиады… Но видно было, что сборная России диктует соперникам свои условия и полностью контролирует ход игры. Шансы у бразильцев могли появиться только в том случае, если бы мы сами наделали кучу ошибок. К счастью, этого не случилось.
"МИРОВАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ДОЛЖНА РАЗГРУЗИТЬ КАЛЕНДАРЬ"
- На состоявшемся 10 сентября тренерском совете Владимир Алекно поднимал тему повышенного травматизма игроков сборной. Ведущие волейболисты страны играют по сверхплотному графику, что часто приводит к проблемам со здоровьем. Это проблема?
- И весьма серьезная. Календарь очень перегружен. Такие же трудности существуют у всех ведущих волейбольных держав планеты. Выход здесь только один - разгружать календарь, избавляться от многочисленных проходных матчей и турниров.
Как я уже сказал, мы недавно общались с бразильцем Ари Граса. Скорее всего, именно он станет следующим президентом ФИВБ. По большинству вопросов у нас с ним полное понимание, в том числе и по этому. Возможно, для сильнейших сборных планеты имеет смысл в ближайшем будущем сделать отдельный элитный турнир наподобие "Кубка шести наций" в регби.
Что до российского чемпионата, то в прошлом сезоне специально ради того, чтобы снизить нагрузку на сборников, мы поделили команды на дивизионы "Запад" и "Восток". Наш клубный чемпионат - сильнейший в мире. Тот факт, что весной "Зенит" выиграл Лигу чемпионов, а московское "Динамо" - Кубок ЕКВ, это наглядно подтверждает. Понятно, что проходных матчей в турнире такого высокого уровня, как российское первенство, попросту нет. И в принципе это очень здорово. Но надо понимать, что сборники в этих увлекательных и напряженных матчах теряют много сил. Поэтому важно было максимально снизить количество перелетов.
- Как я понимаю, Владимир Алекно сейчас взял паузу на обдумывание - продолжать ли ему работу в первой сборной или чуть отдохнуть от сумасшедшего ритма, в котором он существовал все последние годы. А когда будет назначен новый главный тренер женской сборной?
- Торопиться в вопросе с женской сборной точно не нужно. Трагедия Сергея Овчинникова еще слишком свежа в памяти. Думаю, в конце осени проведем тренерский совет и рассмотрим различные кандидатуры. Что до Владимира Романовича, то ему необходимо оглянуться, чуть перевести дух, все взвесить - и уже потом принимать решение. Надеюсь, в течение месяца-полутора в этом вопросе настанет ясность.
- Как президент федерации уже успели почувствать, что победа на Олимпийских играх всколыхнула по всей стране интерес к волейболу? Со стороны болельщиков, телевидения, спонсоров?
- Да, причем в очень большой степени. Если раньше с теми же спонсорами переговоры порой шли со скрипом, то сейчас они сами звонят. Кстати, новым титульным спонсором российского чемпионата станет "Мегафон". Вообще всем тем, кто поддерживал нашу команду в том числе и на Играх в Лондоне, - огромное спасибо.
Кто бы что ни говорил, интерес к виду спорта определяется прежде всего результатами на международной арене. Если этот результат есть - есть и интерес, причем зависимость тут прямая. Многие мои друзья и знакомые последнее время звонили и спрашивали, в какую именно волейбольную секцию лучше отдать ребенка. И это тоже очень важный итог лондонского триумфа.
- А что президент России Владимир Путин сказал на торжественном приеме, устроенном в честь волейбольной сборной?
- Владимир Владимирович внимательно следил за выступлениями всех российских спортсменов в Лондоне. И, конечно, волейбольная команда не стала исключением. Этот прием в Кремле, кстати, для российских волейболистов - не первый. Вообще внимание главы государства и Министерства спорта к нашему виду спорта чувствуется. И это здорово помогает команде.
- А какое из поздравлений после окончания финального матча стало самым неожиданным?
- Неожиданным? Так сразу и не ответишь.
- Может, от кого-то из бразильцев?
- Кстати, вы правы! Надо отдать должное уже упоминавшемуся Ари Граса. Сразу после матча он искренне меня поздравил.
- Нет опасений, что в случае победы на президентских выборах Граса будет, скажем так, активно лоббировать интересы своей национальной команды - нашего главного конкурента на международной арене?
- Убежден, такого точно не будет. Мы с ним обсудили программу развития мирового волейбола на ближайшие четыре года. Как я уже сказал, одним из основных ее принципов будет разгрузка международного календаря. Также важным аспектом нашего будущего взаимодействия является присутствие россиян во всех комитетах. Мы обсуждали эти вопросы еще и с министром спорта РФ Виталием Леонтьевичем Мутко. С которым, кстати, общались в Лондоне практически после каждого матча.
- На ваш взгляд, в следующем олимпийском цикле именно бразильцы будут нашими главными соперниками? Все-таки сборная у них возрастная, и вряд ли процесс смены поколений пройдет безболезненно.
- Уверен, именно они останутся главными конкурентами российской сборной. Да, наверное, уйдет Жиба. Но не думаю, что бразильцы начнут резкую перестройку команды. Наверное, еще поиграют и Мурилу, и Данте, и другие ветераны. Да это и не так важно. Бразилия в любом составе будет крайне опасной.
- Кто еще будет пытаться помешать россиянам установить на мировой арене монополию на победы?
- Конкурентов много. Это и Сербия, и Польша, и, возможно, Куба, и Болгария. Италия после ухода Мастранджелло наверняка будет испытывать определенные проблемы. Ну а сборная США, думаю, еще не скоро вернется на тот уровень, на котором она выступала с Боллом в составе. Связующего подобного класса быстро воспитать невозможно.
- Какое соревнование будет для нашей сборной в следующем году приоритетным?
- Чемпионат Европы. Мировую лигу будем рассматривать скорее как один из этапов подготовки. Возможно, в некоторых ее матчах обкатаем молодых, ранее не привлекавшихся в сборную игроков. Многое будет зависеть от состояния здоровья тех или иных сборников по ходу сезона.
"РОССИЙСКИЙ ЧЕМПИОНАТ - СИЛЬНЕЙШИЙ В МИРЕ"
- В чемпионате России-2012/13 примут участие клубы из Белоруссии и Украины: солигорский "Шахтер" и харьковский "Локомотив". Вообще в отечественном спорте сейчас налицо тенденция объединения в один турнир команд с постсоветского пространства. Аналогичные процессы происходят и в хоккее, и в баскетболе. А в волейболе это получит дальнейшее развитие?
- Надо понимать: чемпионат России - сильнейшее в мире национальное первенство. И ко всем участникам предъявляются очень жесткие не только спортивные, но и организационные требования. Условия для ТВ-трансляций, вместительные арены… Клубы из Солигорска и Харькова всем требованиям соответствуют. Но других команд такого уровня на территории бывшего СНГ пока не видно. Если они появятся - будем думать.
- Нынешняя квота российских клубов в Лиге чемпионов вас устраивает? Или с учетом последних успехов нашего волейбола на уровне клубов и сборных ее можно увеличить?
- Увеличить ее фактически невозможно, поскольку Россия и так имеет максимально допустимое правилами представительство. Если попытаемся расширить квоту - остальная Европа будет сильно сопротивляться. Политика европейской волейбольной федерации - создавать равные условия для всех стран. На мой взгляд, это не совсем правильно. Те страны, в которых волейбол развит лучше, заслуживают определенных преференций.
- Именно в этой связи ЕКВ приняла решение запретить клубам квалифицироваться в Лигу чемпионов через национальный кубок?
- Это решение вызвало мощную негативную реакцию - не только у нас в стране, но и в таких волейбольных странах, как Италия или Франция. Так что существует вероятность отмены этого запрета. Это же здорово и правильно, когда фактически любой клуб имеет возможность попасть в сильнейший еврокубок!
Да и в принципе искуственно занижать статус национальных кубков неправильно. У нас этот турнир по праву может носить приставку "супер". Если раньше мы испытывали определенные проблемы с местом проведения финального раунда, то сейчас города-претенденты выстраиваются в очередь. Например, уже на данный момент в федерацию пришло четыре заявки.
- Что вы думаете о перспективах российского бич-волея? Планируете ли продлевать контракт с итальянцем Марко Солюстри, который отвечал за подготовку российских пляжников к Лондону?
- Думаю, что продлим. Федерация удовлетворена тем, как выступили в Лондоне наши пляжные волейболисты. В финальном турнире участвовало рекордное для России число пар, и все они вышли из группы. Это несомненный прогресс. Собственно, есть только один момент, который отрицательно влияет на развитие пляжного волейбола у нас в стране…
- И какой же?
- Парадоксально, но это успехи зального волейбола! Клубный волейбол у нас в стране - очень высокого уровня. А в больших клубах - большие зарплаты. И, естественно, все спортсмены хотят выступать именно в классическом волейболе, поскольку там гораздо проще заработать на всю оставшуюся жизнь. В любом случае наши перспективы в бич-волее на Олимпиаде в Рио я оцениваю положительно.