Как говорится, вот и лето прошло, словно и не бывало…На календаре первое сентября, а это значит, что кому-то пришла пора отправляться в учебные заведения, а кому-то – ностальгировать по тому прекрасному времени.
По случаю Дня знаний Volleyballnews.ru при помощи волейболистов российской Суперлиги совершили путешествие в прошлое и вспомнили школьные годы игроков. В числе опрошенных оказались и те, кто в эти летние «каникулы» перешел в новую «школу» (клуб), и те, кто проходил практику в национальной сборной и собирал с ней в полях медальный «урожай».
Александр Маркин, этим летом впервые сыгравший за университетскую сборную страны и ставший чемпионом Универсиады в Казани:
«Не могу сказать, что в мои школьные годы происходило что-то особенное. Я учился в московской общеобразовательной школе № 1344, а вечером, после учебы ходил на тренировки. Когда же заканчивался очередной учебный год, я отправлялся на сборы в Монино и почти все лето проводил там.
В нашей школе в потоке было четыре класса: А, Б, В и Г. «А» класс был с углубленным изучением физики и алгебры, в «В» учили всему понемногу. В «Г» среднее образование получали отстающие ученики, а в «Б» классе особое внимание уделяли химии и биологии. В нем я и учился. У нас был дружный класс, но естественно в каждом коллективе есть парочка своих задирал, и среди нас такие тоже были.
Конечно, самый любимый предмет в школе у всех – это физкультура. С профильными же предметами у меня дела обстояли по-разному. И если биологию я понимал, то химия давалась сложнее, это был полный аншлаг. И хитрили, и мудрили. Иногда приходилось списывать, для этих же целей покупались „решебники“. Случалась и классическая ситуация, когда у всего класса была одна и та же ошибка.
Школьные годы были богаты на различные ситуации. Бывало даже такое, что из школы на тренировку не выпускали. И когда днем были тренировочные занятия, приходилось вылезать через окно, ломать замки на дверях и бороться с охранником.»
Артем Вольвич, за летние каникулы успевший дебютировать в первой команде страны, а также выиграть Универсиаду:
«Мои школьные годы проходили в стенах школы №5 города Нижневартовска. Признаюсь, что этот период моей жизни стал уже подзабываться. Но один случай я помню до сих пор.
Как-то после урока химии мы решили „похимичить“. Всем известно, что если смешать гидроперид с анальгином и нагреть, то получится хорошая дымовая шашка. Вот мы и решили, конечно же, попробовать. Смешивали три урока в итоге.
Нет лучше места для таких затей, чем школьная уборная… Пошли туда и положили полученный состав на батарею. Ждем – долго! Решили акселератора добавить, достали спички и начали нагревать, через секунд десять получился в прямом смысле взрыв. Мы выбегаем, дверь впопыхах не закрыли, и весь туман просочился в коридор. Ну, мы и убежали с места событий. Самое интересное, что никто не видел нас, но через 15 минут мы дружно шагали к директору. А еще во время учебы в школе мы несколько раз сжигали классный журнал и закрашивали окна такими узорами, какие только в голову взбредали.
Конечно, школа – это еще и педагоги, которые были хороши и с профессиональной точки зрения, и с человеческой. Это преподаватели Ольга Сергеевна, Ирина Александровна и Наталья Николаевна.
А если рассуждать о том, в какую сторону должна меняться система среднего образования в России, то я ничего бы, наверно, не убирал, а добавил более профильное обучение после 9 класса. Да и в вузах упразднил бы половину предметов, которые идут „как предмет для общего развития“ и заменил бы их именно специфическими.»
Новобранец краснодарского «Динамо»
Артем Хабибуллин, оказавшийся наиболее памятливым и в подробностях вспомнивший себя школьника:
«Как сейчас помню, что в детстве хотелось поскорее отправиться в школу, в первый класс. Произошло это в далеком 1991-м году. Саму линейку я, конечно, не помню, но было очень много цветов и воздушных шаров. За 10 лет я сменил 3 школы. Первая (№6 г. Сургута) находилась недалеко от дома. Во второй же класс родители решили отдать меня в самую лучшую школу Сургута (гимназия Салахова), причем изначально я не очень хотел менять школу, но в новой должны были построить бассейн, и это было весомым аргументом – в то время в Сургуте их было от силы три. Но в гимназию надо было еще поступить. Все лето со мной занимались родители и репетитор, и я все-таки попал туда. Шло время, с каждым годом гимназическая программа становилась все сложнее и сложнее: физика и английский, не говоря про философию и логику со 2 класса, 8-10 уроков в день. Примерно в 5 классе я начал активно заниматься баскетболом, и волей-неволей начались проблемы с учебой, выражавшиеся в виде троек. В этом учебном заведении было без разницы спортсмен ты или нет — поблажки никому не делались. Так я продержался до 7 класса, а бассейн все еще не построили. И родители все-таки решили меня больше не мучить, так как приходилось просыпаться в 7.30 и до 14.30 быть в школе, а уже в 15.00 начиналась тренировка по баскетболу. Таким образом, в 7-м классе я оказался в школе-лаборатории №25, по моему мнению, лучшей в Сургуте, где дают хорошие знания и позволяют насладиться школьными годами. До сих пор помню всех своих преподавателей и одноклассников той школы. В классе восьмом я стал помимо баскета заниматься большим теннисом. Но учиться после гимназии было совсем не сложно: на одной контрольной по физике я решил 4 варианта одноклассникам. В общем, закончил школу без „троек“.
Если говорить о самом запоминающемся случае, то на ум приходит следующее. В классе девятом надо было выучить стих Анны Ахматовой. Я не подготовился в надежде, что моя фамилия в конце журнала и очередь до меня не дойдет, но волею случая половина класса также не выучила. Когда меня вызвали, я ничего не сказал, а по инерции пошел к доске. Ведь получение «двойки» означало для меня лишение вечерней прогулки на улице. И я просто произнес: «Анна Ахматова. Произведение „Я сошла с ума“. Парни в классе по обыкновению бросались бумагой, девчонки рисовали, пудрили носики, а я начал: „Меня полностью нет, абсолютно всерьез, ситуация “help», ситуация «SOS» и так далее… В этот момент в кабинете происходило настоящее сумасшествие: парни падали со стульев, а одна отличница билась головой о парту, ведь все узнали хит того времени «Тату». Учительница же слушала, проверяя тетради, и попросила класс успокоиться, а меня — продолжать с выражением. На что я, подумав, что тогда это будет уже не стих, а песня, продолжил: «Почему? Почему на тебя повелась? Выключается свет, я куда-то лечу...» И так далее. Припев я уже не стал рассказывать, потому что в классе творилось такое, что впору было остановиться. Но никто меня не выдал, а учительница, видимо, просто думала о чем-то своем и не отличила «Тату» от Ахматовой.
Волейболом же я стал заниматься лишь в 11 классе. Причем когда я закончил школу, мой рост был не очень высоким — 190 см. Это уже потом, за 1-2 курс, я вырос на 10 см. В общем, школьные годы на самом деле чудесные, жаль это не сразу понимаешь, и я не против вернуться сейчас в 1 сентября 1991 года, но только на один день."
Игорь Кобзарь, вступивший в новый спортивный год с казанским «Зенитом»:
«Мой отец – бывший волейболист, игравший на уровне Суперлиги в команде «НОВА». В связи с этим в школу я пошел именно в Новокуйбышевске. На тот момент я еще не занимался волейболом, футболом обычные детские игры во дворе. Во 2 классе после 1 четверти отца пригласили в сургутскую команду ЗСК-«Газпром» и мы переехал туда. Папа вывел команду из Высшей лиги Б в Суперлигу и потом перешел на тренерскую деятельность. И я уже со 2 четверти учился в Сургуте: сначала в 37-ой начальной школе, а в 5 классе перешел в лицей. Это наравне с гимназией Салахова одно из лучших учебных заведений в городе с самыми квалифицированными учителями.
Не было такого момента, что я пропускал школу из-за волейбола длительный период. И даже когда я уезжал на соревнования, по возвращению всегда досдавал задания и догонял своих одноклассников. До 9 класса я учился хорошо (без «троек»), всегда боролся за то, чтобы быть хорошистом. Для меня это было важно. Я не хотел быть где-то внизу по успеваемости в своем классе. Я люблю побеждать и в спорте, и в обычной жизни. В любом соревновании, где есть какая-либо оценка, я стремлюсь быть как можно выше.
В школе сложности возникали в основном с русским языком. Тем не менее, в 11-м классе появившийся уже тогда ЕГЭ я написал на 4 и очень обрадовался этому. У нас целый праздник был в семье! Мы принесли торт учительнице, которая тоже была в шоке, что я так сдал экзамен. И в итоге у меня по русскому в аттестате стоит «четверка».
А вот по алгебре была «тройка», чего я никак не ожидал. Ошибся на ЕГЭ в очень простом примере: перепутал в логарифме его основание и само число логарифма. Детский пример, который и сейчас бы решил… Еще была одна тройка – по литературе.
Если говорить про любимых учителей, то в Сургуте все преподаватели были хорошими. Да и я по натуре человек дружелюбный, со всеми сложились хорошие отношения. Тамара Александровна по русскому языку… Классная руководительница Нина Владимировна постоянно помогала в учебе. Учителя физкультуры меня просто обожали – я участвовал во всех соревнованиях за школу. Зинаида Владимировна по физике… В общем, о школе у меня самые теплые воспоминания.»
Лоран Алекно, успевший погрызть гранит науки в России и за рубежом:
«В школу я пошел во Франции. Никакого спорта, ничего такого там у меня не было. Я, как обычный ученик, ходил каждый день на занятия. Более-менее учился: четверки, пятерки, бывали и тройки. Но потом где-то до 13-ти лет, когда отец стал тренировать «Динамо», я перебрался в Москву и стал учиться в лицее при посольстве. Далее так случилось, что я переехал в Париж к сестре. Там я проучился один год. К сожалению, опыт получился не совсем удачный. Мы были молодые (мне 14 лет, сестре — 21), и нам было тяжеловато жить вместе. Потом я снова вернулся в Москву в ту же школу, но там со мной случился неприятный эпизод, после которого я переехал в Казань, где стал уже более активно заниматься волейболом. Я перешел во вторую казанскую команду «Зенит-УОР», и там меня в 9 классе устроили в училище олимпийского резерва, где я до сих пор и учусь.
Я скорее гуманитарий, математику не очень люблю. Среди изучаемых предметов мне больше нравятся обществознание и право. В училище знают, что мы спортсмены, и педагоги нам немного помогают. Но мы стараемся особо не наглеть. Так что учиться все равно приходится. Утром тренируемся, в обед идем на занятия, а вечером снова идем в зал. Если не соревнования, то первого сентября я всегда на линейке.
Через два года, когда я выпущусь из училища, планирую продолжить учебу в Академии туризма по направлению менеджмента и уже в это время надеюсь попасть в первую команду «Зенита». Ну, а главным наставником для меня и в спорте, и в жизни является, конечно же, отец.»