Одним из открытий Мировой лиги-2014 уже можно назвать 25-летнего доигровщика "Губернии", который неожиданно для многих прочно закрепился в стартовой шестерке сборной России
Главный тренер россиян Андрей Воронков впервые попробовал Савина в выездных матчах с сербами, в которых экпериментальный состав нашей команды взял 1 очко из 6. Поверить тогда, что после того, как заявка сборной примет оптимальный вид, доигровщик "Губернии" продолжит выходить на площадку, было трудно. Учитывая наличие среди его прямых конкурентов Дениса Бирюкова, Дмитрия Ильиных, Тараса Хтея, Алексея Спиридонова…
Однако Савин своей игрой заставил тренеров поверить в себя. На сегодняшний день плохо знакомый широкому кругу болельщиков нападающий занимает третье место по эффективности в атаке и седьмое по надежности на приеме среди всех участников Мировой лиги-2014! То, что в четырех последних матчах россияне не отдали Болгарии и Сербии не одного сета, – во многом его заслуга. И теперь Савин – реальный претендент на поездку не только на "Финал шести" Мировой лиги, но и на чемпионат мира.
– В интернете информации о вас немного. Не могли бы восполнить некоторые пробелы в своей биографии для читателей "СЭ"?
– Родился я в Уральске, а точнее на станции с таким названием. Там был ближайший роддом. Семья жила в деревне. Мама работала на птицеферме, папа сварщиком на заводе. Если быть совсем точным, то первые восемь лет своей жизни я провел в колхозе "Правда", который после распада СССР был упразднен. В Казахстане тогда наступило тяжелое время. Поэтому родители решили переехать в Югру, в Нягань.
– Это родина Марии Шараповой, а еще вашего одноклубника по "Губернии" Максима Шульгина. Откуда столько талантов в 55-тысячном городке?
– Сложно сказать. А в волейбол меня привел тренер Вячеслав Пономарев. Мне тогда 9 лет было. Как-то выхожу из магазина – и вдруг какой-то дядя предлагает записаться в секцию. На тот момент вообще не знал, что есть такой вид спорта. Потом дважды бросал занятия, но тренер возвращал, находил нужные слова.
Шарапову же видел только по телевизору. Когда оказался с семьей на Севере, она уже тренировалась в Сочи. Впрочем, в Нягани ее до сих пор считают своей, так что мы действительно земляки. Всегда сильно переживаю за Машу, если удается посмотреть трансляции какого-нибудь теннисного турнира. Очень обрадовался ее недавней победе на "Роллан Гаррос".
Ну а моя волейбольная карьера развивалась следующим образом: начинал в клубе высшей лиге Б "Югра-Экспресс", оттуда перебрался в суперлигу, затем четыре года выступал за нижневартовский "Самотлор", откуда и перебрался в Нижний Новгород, где играю по сей день.
– Где сейчас ваш дом? В Нягани, Нижневартовске, Нижнем?
– Прописка у меня нижегородская. Родители и сестра по-прежнему живут в Нягани, куда я всегда приезжаю с большой охотой. Но в волейбольном смысле моя родина – это, конечно, Нижневартовск. Как игрок я сформировался именно в "Самотлоре", который от всей души поздравляю с недавним возвращением в элиту. При этом благодарен руководителям и тренерам "Губернии", которые сразу поверили в меня и по сути подготовили для сборной.
– Вы однофамилец Александра Савина – легендарного советского волейболиста, члена Международного зала славы. Вас когда-нибудь с ним сравнивали? Ведь внешне вы напоминаете его в молодые годы.
– Было такое. Много шутили на этот счет в Нижневартовске, где Александр Борисович Савин когда-то работал главным тренером. Мы с ним в команде не пересеклись, но лично знакомы. Более того, он мне даже советы давал, и не один – как играть, как вести себя на площадке, в быту… Мое поведение, скажем так, поначалу было далеким от стандартов, которые сам Савин считал нормой. И общение с ним впоследствии очень помогло.
– Где вы познакомились?
– На сборах в Болгарии, куда регулярно ездила "Губерния". Александр Борисович – друг руководства моего нынешнего клуба.
– А Болгария – родина главного тренера "Губернии" Пламена Константинова. На сегодняшний день это единственный иностранец, с успехом работающий в российской суперлиге.
– Да какой Пламен иностранец?! Он – свой, говорит по-русски, досконально изучил российский менталитет, наших людей. Именно благодаря Константинову "Губерния" стала сплоченным коллективом. И в этом секрет наших побед, которые многим наверняка кажутся неожиданными (в прошлом, дебютном сезоне в суперлиге нижегородцы дошли до полуфинала, а минувшей весной заняли пятое место и участвовали в финале Кубка ЕКВ. – Прим. "СЭ").
– Год назад вы выиграли Универсиаду, однако в молодежные и юношеские сборные вас никогда не вызывали. Это так?
– Да, на уровне сборных до прошлого лета еще не выступал. Сразу попал в студенческую, а сейчас – в национальную.
– В ней полно олимпийских чемпионов, действующих победителей ЧЕ и Мировой лиги. Не страшно было отправляться на сборы?
– А чего бояться? Изначально настраивал себя на то, что после первых игр меня вместе с другими дебютантами могут отправить домой. Особых иллюзий не питал. Ведь сборная России – сильнейшая на сегодняшний день команда мира! Оставалось одно – выложиться на тренировках и в первых играх по максимуму, а там пусть тренеры решают.
– Парень вы, похоже, по-спортивному наглый. Жизнь научила или это навык, полученный в детстве?
– Я очень взрывной в игре, но наглым себя не назову. Есть эмоции, которые люблю выплеснуть, передать партнерам. В любом матче это нужно делать, если у тебя есть такая черта. Делу помогает.
– В итоге вы закрепились в составе, более того – идете в лидерах в двух статистических номинациях Мировой лиги. Довольны собой?
– Смотреть на эти таблички на сайте ФИВБ приятно, конечно. Но я прекрасно понимаю: чтобы стать игроком основной обоймы, мне еще пахать и пахать. Да и не все шло так гладко, как показывает статистика. Например, за второй гостевой матч в Сербии я себя очень корил. И проигранный нами тай-брейк в США – тоже, считаю, на моей совести.
– Впереди два домашних поединка с американцами в Калининграде. Реально выиграть оба и подняться в группе на первое место?
– Скажу так: настрой у меня победный. И у всей команды – тоже. Так что посражаемся.