Вчера в Вене закончился мужской чемпионат Европы по волейболу. Сборная России добилась права участвовать лишь в матче за третье место, хотя нацеливалась минимум на финал. К сожалению, снова на континентальном первенстве нашелся соперник, разрушивший все наши планы.
Какой-то злой рок преследует нашу мужскую команду на чемпионатах Европы. Вот уже в который раз она начинает его в качестве фаворита и в который раз не добирается до конечного пункта своего континентального путешествия – первой ступени пьедестала. В далекую историю углубляться не будем, есть еще довольно свежие рубцы... В 2007 году у себя дома российские волейболисты каким-то непостижимым образом не смогли одолеть в финале Испанию, о которой с тех пор ничего не слышно, и, например, в нынешнем первенстве она вообще не участвовала. В 2009-м что-то невообразимое произошло в полуфинале с Францией, когда наша сборная отдала победу со счета 13:9 в свою пользу на тай-брейке. И вот теперь Россия загадочно проигрывает полуфинал сербам, не реализовав в четвертом сете четыре матчбола…
А ведь на кону сейчас стояла еще путевка на Кубок мира-2011, которая была гарантирована только чемпиону Старого Света и вице-чемпиону. На Кубке мира можно самым коротким и относительно простым путем квалифицироваться на Олимпиаду-2012. Правда, у нашей сборной еще остается шанс попасть на КМ, получив специальное приглашение от Международной федерации волейбола. Однако wild card всего два, а одна эта «карта», по слухам, уже давно обещана полякам (у них особые отношения с ФИВБ). Так что вторую Европе могут и не предоставить. Ну разве что недавняя победа в Мировой лиге россиянам зачтется. А не зачтется, придется в следующем году биться за олимпийский Лондон еще в одном чемпионате Европы, только мини. А при неблагоприятном развитии событий пролезать на Игры через мировой отбор. Все это как минимум отнимает время, силы и нервы. Вот такая подоплека была у полуфинала Россия – Сербия.
Впрочем, то же высочайшее напряжение присутствовало и перед четвертьфиналом с Болгарией. Причем тогда психологически было еще страшнее. Проиграв на этой стадии, сборная России закончила бы свой европейский поход, по сути, только его начав. Ведь групповой этап, где ей пытались противостоять Эстония, Португалия и Чехия, носил сугубо разминочный характер. И если Италии в 1/4 финала досталась Финляндия, Польше – Словакия, а Сербии – Франция, то нашей команде судьба подкинула «неподарок» в виде одного из главных претендентов на медали. Нервы у ребят, как струны, были натянуты, аж звенели, но тогда им удалось справиться и с собой, и с очень сильным соперником. Уступив в первой партии 22:25, три следующие они отработали четко – 25:19, 25:18, 25:19. Волейбол показали практически чемпионский.
И несмотря на то что сербы опасны, как говорится, в любом состоянии, казалось, сейчас мы все-таки сильнее. Да, у них вернулся в сборную супердиагональный Иван Милькович, зато взял паузу знаменитый связующий Никола Грбич, травмирован новый капитан Боян Янич… А у нас все победители Мировой лиги в строю, в добром здравии – ну если не считать отсутствие запившего в прямом смысле слова и за это дисквалифицированного доигровщика Алексея Спиридонова. И начали встречу наши бодро – повели 13:7. Эх, не надо было противника отпускать. В итоге стартовый сет за Сербией – 25:23. Однако потом инициативой прочно владела российская команда. Вошел в игру, не формально, а по-настоящему, блокирующий Дмитрий Мусэрский, который пропустил дебютный отрезок полуфинала потому, что забыл в гостинице игровую майку. Правда, вышел из игры связующий Сергей Гранкин, которого в середине второй партии заменил Александр Бутько. Увы, основной плеймейкер сборной не смог разыграть своего главного бомбардира Максима Михайлова и не наладил атаку в центре сетки. С Бутько, как и в золотом финале Мировой лиги против Бразилии, процесс набора очков пошел веселее. Россияне, казалось, «включили» болгарский сценарий – 25:17, 25:22… И пусть в четвертом сете долго догоняли оппонентов, должны были ставить точку, ведь вырывались вперед 20:18, 22:20… И затем на «балансе» имели те самые четыре матчбола, но почему-то ни один не реализовали.
Конечно, оставалась еще пятая партия, вот только сербы поймали кураж, которого в заключительные минуты явно не хватало нашим. Как-то все разладилось на российской стороне площадки. Алекно вернул на площадку Гранкина, однако по большому счету и это не помогло. Помог Дмитрий Ильиных своей подачей. Сербы помогли, вдруг принявшиеся бить по аутам, в результате чего печальные для нас цифры 7:11 превратились в 13:13. Но в самый кульминационный момент Ильиных все же ошибся на подаче, а Михайлов не забил в следующем розыгрыше. Максим настаивал, что было касание блока, апеллировал к главному арбитру Беле Хобору из Венгрии, на разборки двинулся и Алекно. Тщетно. Судья быстренько слез с вышки, а сербы уже давно плясали свои победные пляски. Они имели всего один матчбол...
Если посмотреть на статистику встречи, и не скажешь, за счет чего подопечные Игоря Колаковича ее выиграли. Ни в чем вроде наши не уступили, а очков суммарно набрали даже больше. Почему же мы проиграли?.. Наверное, все решили нюансы… Несобранность Мусэрского – мало того, что первый сет почти полностью прошел без него, он еще и себе лишний стресс устроил. В минус сработало и то, что полуфинал проводился в Вене, практически «дома» у сербов, которые «просидели» здесь весь чемпионат, а россияне всего один раз потренировались непосредственно перед матчем (приехали из чешских Карловых Вар). Между тем в волейболе очень важно почувствовать зал, от этого зависит настройка такого тонкого компонента, как подача (в итоге она и не полетела). Психология опять же. После блистательной победы в Мировой лиге наши волейболисты автоматически стали главными фаворитами чемпионата Европы со всеми вытекающими отсюда негативными последствиями. Увы, ребята с этой ролью не справились. Очень трудно побеждать, когда любое место кроме первого считается неудачей…
Семен ПОЛТАВСКИЙ, экс-диагональный сборной России:
– После того как наша команда в этом году выиграла Мировую лигу, расправившись с бразильцами, я был просто уверен, что теперь мы должны добиться долгожданного успеха на чемпионате Европы, который не покорялся нам на протяжении 20 лет. Ребята должны были почувствовать, что для них уже не существует непобедимых соперников. Обнадеживало и то, что мы дошли до полуфинала, не потерпев ни одного поражения. Можно, конечно, по-разному оценивать качество нашей игры, но было видно, что все настроены на победу. И даже в матче с сербами долгое время все складывалось в нашу пользу. Я смотрел четвертую партию и думал: ну сейчас должны задавить противника, нужно просто сделать еще одно маленькое усилие. И были ведь матчболы, и ощущение, что теперь-то все в наших руках. Но нас, к сожалению, преследует какой-то рок. Когда от желанной цели сборную отделяет всего один точный удар, одна хорошая подача, то именно она и не получается. Я долго думал, анализировал ситуацию, пытался понять, что же происходит с нашей сборной в решающие моменты. И знаете, не могу объяснить неудачу иначе как невезением...
Вадим ХАМУТЦКИХ, бывший связующий сборной России:
– К сожалению, в последние годы было очень много случаев, когда на чемпионатах Европы и других крупных турнирах нам не хватало пресловутого «чуть-чуть». Но пора перестать сетовать на невезение или стечение обстоятельств. Мы слишком часто наступали на одни и те же грабли, увы, так и не сделав выводы из собственных ошибок. Все развивается по схожему сценарию – неплохо играем, прибавляем с каждым матчем, а потом в решающей встрече допускаем необязательные ошибки. С другой стороны, мне бы сейчас не хотелось судить по горячим следам. Во-первых, меня не было в команде. Во-вторых, эмоции еще не улеглись, а в такой ситуации можно наговорить все, что угодно. Полагаю, тренерам и игрокам еще только предстоит разобрать злополучный четвертый сет, когда победа буквально уплыла у нас из рук. Возможно, нужно будет разобрать каждый эпизод, каждое действие и попытаться понять, чего же в итоге не хватило для успеха. Сейчас же очень обидно за ребят. Думаю, Владимир Алекно сумеет сделать правильные выводы, ведь необходимо достойно выступить на Олимпиаде.